Отрицательная мотивация
Осознание собственного несовершенства как способ вдохновения...
текст

Педагог и руководитель фольклорного ансамбля АТИМР «На огородной слободе"

фото
Jacqueline Roberts

Осознание собственного несовершенства как способ вдохновения. Сегодня я смотрела телевизор. Так получилось. Включила и оторваться не смогла. Попалось мне реалити шоу «Пацанки».

Никогда подобного не смотрела, и осталась в... недоумении. Ну, то есть я не знаю. Как я поняла, из девушек пацанок хотят сделать леди. Самое удивительное что этим девушкам не 14,15-16 лет, а 18-25. (И зачем им это?) И видимо это все долго тянется, но я попала на середину. У них было вдохновляющее занятие.

Начало недели, утро, они выходят из особняка, и на лужайке перед домом их ждут 12 девушек в греческих платьях. Музы.
Они стоят как статуи, поочередно называют имя девушки, и дают им задание.

Муза истории просит девушку назвать год начала 1 мировой войны. Девушка смущается, краснеет- бледнеет и говорит: "1915".
Муза: "Неправильно, 1914"
Девушка: "Ой, какой у меня низкий интеллект! Как мне стыдно, ужасно. Теперь мне хочется начать заниматься".
Другая девушка: "Эй, а при чем здесь интеллект? Это же память! А соображаешь ты нормально".
"Нет, вот я ничего не знаю..."
Голос за кадром: "Муза очень расстроена таким ужасным провалом в образовании девушки..."

Муза танца: "Станцуй мне менуэт".(конечно, после него сразу станешь леди)
Девушка под музыку очень даже неплохо станцевала, несмотря на то, что по фигуре, она вовсе не спортсменка и не балерина. Я бы, пожалуй, так свободно и без комплексов точно не станцевала, хоть и знаю что такое менуэт.
Муза недовольно: "Это было недостаточно грациозно и плавно".

Муза любви:
- Почему разошлись Наполеон с Жозефиной?
- ???

Муза ораторского искусства:
- Вставь в рот вот это  даёт какую-то подкову в рот) и читай слова максимально четко.
Девушка читает, все смеются. Получается плохо.

Супер же мотивация, да? Выстави дураком ученика, и он сразу захочет измениться.

Но больше всего меня «восхитила» муза музыки.
Та, вообще не парясь, дала девушке скрипку и смычок и сказала:
- Играй!
- Ээээ, я не умею..
- Как не умеешь?? Играй.
(Ооо, а что, так можно было? Учить играть на инструментах?)

А потом вышла главная тетя и сказала: "Сегодня вы прошли испытание. Вы почувствовали свой уровень? Вам сегодня захотелось измениться, стать лучше и работать над собой! Этим мы и будем заниматься!"

Ещё что-то подобное она каждой девушке лично говорила, указывая на то, что никто не прошёл это испытание. Честно, я поразилась. Понимаю, шоу, понимаю зрелищность, но... так все-таки нельзя.

Просто представила, что прихожу я к себе в ансамбль, собираю ребят и говорю:
- Сегодня у нас день испытаний!

А потом, даю гармошку поиграть первый раз в жизни, кто не сыграл, тому читаю мораль, о том, какой  у него низкий уровень развития.

- Кто не сплясал цыганочку, тому плясать вообще не надо.
- Кто не знает, в каком году хор владимирских рожечников в Париж ездил, то вообще недостоин у нас заниматься.
- Кто не знает, почему не сложилась любовь у Андрея и Кати-пастушки, тот ужасно необразованный человек, и ему не место среди приличных людей.

И сижу такая, довольная, в осознании собственной власти и великой воспитательной миссии, и критикую все. Ну а что? Критика- двигатель прогресса, конечно же.

А теперь вопрос: сколько ребят останется заниматься у нас в ансамбле? И сколько захочет что-то делать?

По моему опыту, хорошо, если один-два человека. И то с загубленной музшколой самооценкой. Остальные либо не станут, либо уйдут. И будут правы. Потому что уважать надо себя. И педагогу и ученику. И не играть в такие игры.

Вообще, меня всегда удивляет распространённость отрицательной мотивации как педагогического приёма. Ставить двойки, выставлять на смех, дразнить... ну может быть это и сработает, но ведь совершенно точно для психологического состояния человека не будет полезно. Да и просто это... непорядочно. И я рада, что на многих такие манипуляции на действуют.

К чему это все? Да ни к чему. Просто в этом шоу это было доведено до абсурда. И никто не взбунтовался. И это страшно. Хотя думаю, шоу на то и есть шоу. И в жизни эти пацанки бы знали, что ответить этим музам.

Короче, я рада что работаю с такими детьми, которые не поддаются на такие манипуляции. И умеют их избегать. Вот и все.
А те, кто вдруг не умеет и считает, что учитель всегда прав и лучше знает, хочу сказать: это не так. И не позволяйте так с собой обращаться. А если не можете не позволить (это бывает очень трудно) не позвольте этому задеть вас внутри. Не позвольте загробить свою самооценку. Лтстранитесь от этого. Хоть это и сложно.

P.S. Да уж, лучше телевизор не смотреть.
Никогда.