29 мая 2021

«Мама, кто такие фрики»: детские фильмы про необычных людей

Это такие чудаки, необычные люди...
«Мама, кто такие фрики»: детские фильмы про необычных людей
519
текст

Сценарист, фотограф и любитель кино 

— Мама, кто такие фрики? - спрашивает меня Лео.
— Ну... Это такие чудаки, необычные люди. Они одеваются не так, как все, и ведут себя тоже необычно.

    Позже смотрю в словаре, и нахожу еще одно определение: «люди, обладающие неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов».

    Возможно, герои фильмов, о которых я хочу сегодня рассказать, не совсем фрики, но они точно не обычные дети. Они не из тех героев, в которых мой ребенок хочет превратиться. (Вот сейчас он носится по квартире и то прыгает и рычит как Годзила, то запускает невидимую паутину в потолок или превращает сестру в лягушку, как Гарри Поттер.) Хотя у Матильды Лео бы с удовольствием позаимствовал способность к телекинезу. У Нормана дар видеть призраков, ну а на Тимми Фейла он и так чем-то похож, разве, что в своем фантазийном мире не работает с полярным медведем. Профессионалы, которые создавали этих главных героев, точно чувствовали детский мир, потребности, мечты и боли. 


    Матильда

    Кадр из фильма "Матильда", производство Jersey Films/Tristar pictures

    Супер Одаренную умницу Матильду из одноименного фильма «Матильда» каким-то случайным образом занесло в семью обывателей. Её папа, его играет Дэнни Де Вито, неотесанный мошенник. Мама в «леопарде» не отрывается от экрана и шоппинга, недалекий и грубый брат вечно ею недоволен. Родители запрещают Матильде читать книги, заставляют смотреть телевизор, но в целом равнодушны к ней. Дома Матильда лишняя, чужая, не своя. В школе — страшная директриса, ненавидящая детей, выискивает поводы, чтобы поиздеваться над ними. «Ага, у тебя косички. Получай! Раскручу за космы и закину куда подальше!» Но в этом неуютном, хотя и комедийном мире, девочка встречает своего взрослого, учительницу Мисс Фанни. Взаимная любовь с первого взгляда. Мисс Фанни станет тем человеком, который разглядит в девочке способность умножать в голове огромные числа, двигать взглядом предметы, начитанность не по годам. Все эти дары станут той силой, которая поможет Матильде и Мисс Фанни вырваться из чуждой им среды и обрести свою идеальную семью. Когда я смотрю «Матильду» то хочу передать Лео способность героини отличать чуждое и близкое, понимать, что тебе подходит, а что нет. Где бы достать такую волшебную палочку?

    «Паранорман, или Как приручить зомби»

    Кадр из фильма «Паранорман, или как приручить зомби», производство Laika Entertainmant, источник

    «Паранорман, или как приручить зомби» — 3D-анимация с использованием кукольной мультипликации с меланхоличным главным героем, Норманом. Трудно быть веселым, когда твой самый близкий человек — призрак бабушки. Ты постоянно видишь сразу оба мира — мир живых и мертвых. А для других, даже для родителей, ты странный и непонятный. Вот такому герою приходится спасать город от проклятия Ведьмы. Задание Норман получит от духа бездомного мужчины, вылезшего через унитаз школьного туалета. Безумный бродяга сообщит мальчику, что только он может остановить дух Ведьмы, которая восстанет и пробудит всех мертвецов городка. Несмотря на все достоинства этого фильма — неординарные сценарные решения, психологизм, узнаваемых, но необычных персонажей, грустный и точный юмор, - больше всего меня трогает глубинный сюжет. Ведьмой окажется маленькая девочка, которую когда-то безвинно осудили жители деревни, увели в лес и казнили за то, что она была не такой как все — она могла видеть то, чего не видели другие, и от этого ее сильно боялись. Вот уже триста лет девочку-ведьму разъедает ярость, гнев, такой силы, что ей хочется отомстить, причинить боль своим обидчикам. Норману удается остановить ее, докричаться до её сердца: «Ты так долго думаешь о плохих людях, что забыла о хороших. Но ведь был же кто-то кто любил тебя? Вспомни о тех, кто тебя любил и заботился!» Чтобы найти в себе способность простить, нужно понять, что мы совершаем ошибки. А еще  найти тех, кто тебя любит, того, кто может стать точкой опоры твоей маленькой, детской, но вселенной. Возможно, через несколько лет, когда мы будем пересматривать с Лео «Паранормана» ему тоже понравится эта мысль?

    Тимми Фейл: допущены ошибки

    Кадр из фильма Тимми Фейл: допущены ошибки, производство студий Walt Disney Pictures, Whitetalker Entertainment и Эталон-фильм/источник

    Не так просто открыть свой бизнес, особенно, если тебе одиннадцать лет и на твоем пути мама, школа, лучший друг - идиот и белый медведь? А вот Тимми Фейл смог. Он вместе со своим бизнес-партнером Эпиком, белым медведем, основал детективное агентство и расследует самые запутанные преступления. Передвигается на скутере мамы, который берет без разрешения. И любит думать под столом. Весь фильм Лео спрашивает про медведя: «Он настоящий? Его никто не видит?» «Да, настоящий, но только в фантазии Тимми, да его никто не видит» — отвечаю. «Почему? Я же его вижу!» 

    Возможно, юмор фильма, экранизации серии книг Стефана Пастис «Дневник «Эпик Фейл: допущены ошибки» кому-то покажется абсурдным, преступления нелепыми, меня же и фильм и книги возвращают в воображаемое пространство моего детства. Мне нужно пройти к сараю и накормить кроликов. Между нами бесконечно длинная дорога с тусклым фонарем. Мне так страшно, так неуютно, что я придумываю свой мир. Я не просто девочка, а настоящая разбойница, сильная и смелая. Это не палка у меня в руках, а волшебный меч, который заморозит любого бандита. 

    Так понемногу моя фантазия приручает опасный и непредсказуемый мир. И уже не черные тени под заборами управляют реальностью, а я сама. Детям нужны опоры. Для кого-то это книги и телекинез, а кому-то нужно превратиться в знаменитого детектива, чтобы объяснить себе устройство жизни.