14 мая 2021

"Мне кажется, этот мультфильм создавали боги": режиссер Наталья Антипова о любимых фильмах, творчестве и секретах анимационного кино

Что плохого в 3д анимации? Что такое перекладной мультфильм? Чем на самом деле занимается режиссер анимационного кино? И многое другое.
1113
текст

Сценарист, фотограф и любитель кино 

 В сегодняшнем выпуске нашей рубрики "Кино и мультфильмы" ее ведущая Элла Ассанова беседует с Натальей Антиповой - режиссером-мультипликатором и художником, автором анимационных фильмов-призеров международных конкурсов. Наталья рассказывает о работе режиссера анимационных фильмов, о своем творчестве и о замечательных фильмах и сериалах, которые советует обязательно посмотреть. Почему именно эти фильмы попали в списки и чем они примечательны? Что плохого в 3д анимации? Что такое перекладной мультфильм и многое другое - в интервью с Натальей Антиповой. Для тех, кто пока еще не знаком с творчеством Натальи, в конце статьи мы поместили список ее замечательных работ со ссылками.


- Наташа, привет! Расскажи немного о себе.

- По профессии я режиссер анимационного кино. В последнее время занимаюсь еще и видеосъемками. Пробую себя в разных жанрах: документальном, игровом кино. И преподаю во ВГИКе, на факультете режиссуры анимационного кино, режиссуру и мульт. движение. Веду две мастерские в Ростовском-на-Дону филиале ВГИКа. В данное время мои анимационные, игровые проекты на стадии задумки. Какого-то большого проекта нет. Но я делаю рекламную анимацию, рекламные ролики снимаю.

- Над каким последним анимационным проектом ты работала?

- Надо вспомнить. Мне кажется, что это были “Буквальные истории”, сериал Лизы Скворцовой, альманах, скорее, или мини-сериал о буквах алфавита. Сколько букв в алфавите, столько и серий. Они очень короткие, по две минуты каждая. Детский проект, весёлая азбука.

- Что ты там делала?

- Я там сделала одну серию как режиссер. И как художник работала и как аниматор.

- Наташа, можешь объяснить разницу между режиссером, художником и аниматором в анимационном кино? Что делает каждый из них?

Да, это был очень смешной анекдот про Уолта Диснея, когда его спрашивают.

- Что же, вы двигаете персонажей?

- Нет, персонажей двигает аниматор.

- Вы, значит, их рисуете?

- Нет, рисует их художник.

- Может быть, вы музыкой тогда занимаетесь?

- Нет, музыкой занимается композитор.

- Что же вы тогда делаете?

- Ну, я делаю мультфильмы.

    - И что же тогда делает режиссер в анимационном кино?

    - То же самое, что и в игровом, и в документальном кино. Но здесь есть своя специфика. Если художник в игровом кино имеет дело с объектами, локациями, которые существуют в реальной жизни, художник анимационного кино имеет дело с объектами, которые существуют в воображаемом мире, на бумаге или в компьютере. В двухмерной реальности, либо в трехмерной реальности, смотря какой проект. У художника игрового кино есть в распоряжении целый штат: строители, декораторы. У художника анимации тоже есть штат художников, но он меньше. Им нужно только рисовать или заниматься 3D моделированием. Режиссер видит сценарий, он понимает, как его сделать, как реализовать, какими средствами. И дальше его задача это сделать. Привлекая художников, аниматоров, нащупывая вот эту дорожку, собирая команду.

    Между режиссером игрового кино и анимационного есть только одна разница - это инструменты, которые они используют. Специфика в том, что режиссер анимационного кино имеет дело в большей степени с художественными образами, с нереальными вещами. Ему не нужно думать о том, как это снять, а нужно думать о том, как это реализовать посредством компьютерных и визуальных средств, либо рисованных. И ему не нужно работать с актерами, это все придуманные миры, с которыми можно сделать все, что угодно. И да, в каком-то смысле больше свободы.

    - Наташа, я открыла список с твоими любимыми анимационными проектами. Расскажи, почему ты выбрала именно их?


    Список Натальи Антиповой - фильмы и сериалы для детей

    1. Фёдорова Вероника “Круглый Год”

    0+ мини-сериал 12 серий по 3 мин

    Кадр из мультфильма Вероники Фёдоровой "Круглый год"


    2. Фёдорова Вероника “Маленькие лесные истории”

    0+ мини-сериал 12 серий по 3 мин

    Кадр из мультфильма "Маленькие лесные истории"

    Крошечные истории без слов, каждая серия посвящена одному маленькому открытию в жизни главных героев — зверят. Глазами зверят — их первое знакомство с окружающим миром, смешные и одновременно трогательные ситуации.

    3. “Песнь моря” Томм Мур

    0+ полный метр

    Кадр из фильма "Песнь моря", источник

    4. “Хильда”

    6+ сериал: 2 сезона по 13 серий по 24 мин

    Кадр из сериала "Хильда", источник

    5. “По ту сторону изгороди” 2014 Патрик Макхэйл (работал на Времени Приключений), Нат Кэш

    6+ мини-сериал 8 серий по 11 мин


    Кадр из сериала "По ту сторону изгороди", источник

    6. “Фееринки” 2019 Наталья Березовая

    0+ сериал 3D

    Кадр из сериала "Фееринки"

    7. "Душа", Пит Доктер и Кемп Пауэрс, полный метр


    Кадр из фильма "Душа", источник

    Сериалы и фильмы для подростков



    1. “Время приключений” 2010-2018

    16+ сериал 10 сезонов по 13 серий по 11 мин

    Кадр из сериала "Время приключений", источник

    2. “Гравити Фолз” 2012-2016 Алекс Хирш

    12+ сериал 2 сезона по 20-21 серию по 20 мин

    Кадр из фильма "Гравити Фоллз", источник

    3. "Рик и Морти", 2013-2021 Джастин Ройланд и Дэн Хармон

    +18 5 сезонов по 10-11 серий по 22 минуты

    Кадр из фильма "Рик и Морти", источник

    - Когда я составляла список, то столкнулась с такой проблемой, как рейтинги. Например, сериал “По ту сторону изгороди”, мой любимый сериал из таких вот популярных сериалов, которые выходят на таких платформах, как Netflix, HBO и других, мне показалось, что это фильм для подростков, а он оказывает 6+. Я очень удивилась.

    - Да, мы начинали смотреть его с Лео. Но он испугался. Мы его отложили.

    - Да, там есть, конечно, младший брат, который постоянно поет дурацкие песенки. Но по проблематике это довольно взрослое кино. А, например, “Время приключений” с маркером 16+, на мой взгляд, совершенно детский. Возраст все же лучше определять родителям. Все зависит от ребенка или подростка, который его будет смотреть.

    Если взять “По ту сторону изгороди”, мне он показался очень глубоким, с одной стороны, необычным и абсолютно безумным, с другой. Я не знаю, как его придумывали вообще. Для меня он не детский, но там такая фантазия, как у ребенка. Как создателям удалось так придумывать? То, что говорит младший брат и как он себя ведет, это абсолютно детская логика. Нужно быть глубоко погруженным и то ли понимать психологию ребенка, то ли самому быть отчасти ребенком, чтобы придумать такие истории, такие диалоги. Честное кино. Меня поразило, насколько оно детско-безумное, в таком хорошем смысле.

    - Я читала, что сценарист “По ту сторону изгороди” Патрик Макхэйлом, когда придумывал его, то ориентировался на свои детские страхи и фантазии.

    Как здорово тогда он помнил свое детство. Я вот так не помню. Там такие гэги, этот младший брат с лягушкой, такие повороты, совершенно нелогичные, абсолютно крейзи. При этом в сериале есть совершенно очевидное двойное дно, отсылки к “Божественной комедии” Данте. Я не буду спойлерить. В последней серии происходит мега-поворот, когда ты вдруг прозреваешь. И чтобы понять сериал, его нужно досмотреть до конца. Его может смотреть ребенок, но он крут и для взрослых за счет странного микса. Ощущение, что его писали две головы - взрослого и ребенка, и они соединены. Взрослый круто срежиссировал, а ребенок классно придумал.

    - Если говорить о визуальном, анимационном решении “По ту сторону изгороди”, как он тебе?

    - Он очень гармоничный, красивый. Это преимущественно рисованная на компьютере анимация с элементами перекладки. Руками рисованные фазы и компоновки, как это раньше делали, но с некоторым упрощением, с экономией времени художника, Например, программа Toon Boom Harmony позволяет совместить живую рисованную анимацию и перекладку. Существует две основных техники: это рисованная классическая и перекладная анимация. Перекладная анимация, это как “Ежик в тумане”, которую раньше делали на станке, на слоях. Но уже давно это делается на слоях в программе. Объект двигается, как аппликация, как марионетка. Ты рисуешь персонажа, разбиваешь его на части и двигаешь каждую часть, это называется перекладка, от слова перекладывать. Рисованная - это когда каждый кадр рисуется и потом раскрашивается. И сейчас большая часть анимации делается в Toon Boom Harmony, совмещающей обе технологии. Получается очень круто и красиво. В “По ту сторону изгороди” мне нравится сочетание очень экономных для анимирования персонажей и сложных, живописных фонов. Эти два элемента органично совмещены.

    - Знаешь, я как фотограф иногда очень бурно реагирую, когда вижу какую-то необычную технику, свет, композиционное решение. А на что реагируешь ты, как режиссер анимационного кино?

    - Персонаж. На самом деле, очень важен персонаж. Как придумать притягательного, классного персонажа, которого ты будешь любить, за которым будешь следить. И в “По ту сторону изгороди” персонажи они такие, необычные. Какой-то чайник на голове у мальчика, лягушка. Или, еще, там все время ползают черепахи. Они не имеют никакого смысла в кадре вообще. При этом они встречаются во всех сериях. Какая-нибудь черепаха да проползет. Все пытаются разгадать эту загадку, что бы это значило? При этом есть другие элементы, которые двигают историю. И еще мне нравится, что серии длятся всего 11 минут. Такой отличный формат.

    - Так, теперь мы точно снова попробуем посмотреть его с Лео. Либо я сама посмотрю. Что там дальше по списку?

    - “Хильда”. Тоже стоит 6+, хотя мне снова кажется, что он для подростков. И “По ту сторону изгороди” и “Хильда” я бы отнесла к 12+, они очень подростковые. В “Хильде” два сезона по 12 серий , 24 минуты, и это канадо-британский проект по комиксу Люка Пирсона, известный персонаж. Интересно, потому что США ведь у нас передовые ребята, а тут Канада и Британия. Мне очень нравится анимация “Хильды”, художественная, приятная. Классные истории о приключениях девочки и ее друга лисоленя, смесь лисенка и оленя.

    Из российского, мне понравился сериал “Фееринки” режиссера Натальи Березовой, студии «Агама Фильм». Это 3D сериал, русский 3D сериал. Мне вообще не нравится 3D. Но в этом сериале есть что-то особенное. Они нашли ту самую степень условности, при которой трехмерная графика выглядит художественно. Это девочковый сериал. Про фей, которые живут в обычном мире, но они невидимые. У них свой волшебный мир и волшебные приключения.

    - Когда я стала его смотреть, то он мне напомнил “Фиксиков” для девочек. В нас сейчас полетят помидоры.

    - Так и есть. Мне нравится визуальное решение сериала, стиль, степень условности, анимационное движение. Он сделан довольно сложно и по режиссуре, и сценарно, художественно, без экономии. В прошлом году они получили несколько наград за лучший сериал.

    - Наташа, ты уже несколько раз повторила “не экономили”. Как ты это видишь?

    Сложные ракурсы, интересные режиссерские, сценарные ходы, не по схеме. Часто бывает, что в сериалах используют одни и те же планы, общую схему, и снимают, как по накатанной. Здесь же в каждой серии я вижу фантазию. Добротный сериал. Неизбитые, не шаблонные характеры персонажей.

    - Вижу в твоем списке нашу любимую с Лео “Песнь моря?

    Полнометражная “Песнь моря” Тома Мура. Он очень крутой режиссер, стоит посмотреть все его фильмы. “Песнь моря” - это добрая, детская история, с классическим путем героя, прямо 0+ фильм. Любовь и Добро побеждает, причем ненасильственным образом. Особенно радует, что злую волшебницу никто не убивает, но благодаря силе духа других людей, она превращается в несчастную бабушку, становится человечной. Норвежский Миядзаки. Но материал свой, этнический, скандинавские корни. Прекрасные песни и музыка. Это рисованная анимация, хотя возможно, они использовали какие-то технологии. Когда мимика и рот работают, возможно, там есть перекладочные моменты, но не могу утверждать. Красивые герои, подробная анимация.

    А еще отдельно хочу поговорить про фильм “Душа”. Очень крутое кино. Это Пиксар, 3D. Вся часть с реальным миром, с людьми, очень похожа на игровое кино: по планам, как снято, какие берутся кадры, ракурсы. Они, конечно же, использовали все технологии при проработке мимики и липсинга, когда реальный человек говорит, с него считывают, как он двигает губами, глазами, бровями и все это переносится на персонажа. В 3D используют технику “motion capture”, когда снимаются движения с живого актера и накладывают на 3D модель. И здесь это сделано настолько мастерски, художественно. Когда у нас делают подобные попытки, мне не очень нравится. Мне не нравятся некоторые серии в “Любовь, смерть, роботы” из-за того, что в нём много 3D, которое выглядит настолько натуралистично, что в результате вызывает отторжение. В “Душе” же нашли баланс между реалистичностью и условностью. Они не стремятся сделать персонажей на сто процентов правдоподобными, они все же мультяшные, при этом двигаются, как живые люди. В анимации ты все время ходишь по лезвию ножа в вопросе условности, чтобы уловить тот стиль, ту грань, когда визуальный мир будет приятным и классным. Особенно в 3D анимации часто бывает какая-то безвкусица, когда получается некрасиво, на мой взгляд. Или слишком натурально, и непонятно, зачем делать анимацию, когда можно просто игровое кино снять.

    И меня, конечно, поразил психоделический потусторонний мир и его контраст с реальным миром. Сделано и придумано просто гениально. Вот эти вот проволочные герои, души, светящиеся радужными бликами, все объекты. Очень стильно. С точки зрения художника, очень здорово. И он же еще и за саундтрек получил Оскара. Когда я слушала, то просто кайфовала от того, как это озвучено.

    - Знаешь, когда герой упал в люк, я громко закричала. Не ожидала такого поворота, хотя читала в анонсе, что герой погибает. Потому что после этого совершенно фантастического момента, когда он аккомпанирует, растворяется в музыке, после этой атмосферы джазового контакта, синхронности, падение в люк меня шокировало. Я пережила душевный обрыв, если можно так сказать.

    - Да, и драматургически сконструировано очень здорово. Я не знаю, кто это люди, мне кажется, этот мультфильм создавали боги. И я давно так не смеялась, нет, каталась по полу и дергала ногами, не могла остановится.

    Давай поговорим о “Времени приключений”. В этом сериале такой совершенно безумный мир. Интересно, что обычно у персонажей глаза большие. А здесь все персонажи с глазами гвоздиками. Очень необычный по визуальному решению сериал: супер яркий, цветной, мега-красочный, как жевательная резинка. Прикольно. Персонажи необычно двигаются, не по законам физики себя ведут. И в плане анимационном здесь как раз можно сказать “вау”, потому что такого раньше не было, чтобы вдруг внезапно, может быть, все было в какой-то ранней диснеевской анимации. Хоп - и рука начинает извиваться, потому что герой испытывает определенную эмоцию. Они как-то визуально глючно ведут себя периодически, как будто галлюцинации у зрителя, и это в норме вещей. У них такая степень выразительности, они так устроены. Но это объясняется тем, что это постапокалиптический мир и половина героев мутировали, поэтому, как бы, окей. А истории очень безобидные. Вполне себе детские. Такой визуальный фейерверк, аттракцион, который очень приятно смотреть.

    “Гравити фолз” отличный сериал. Здесь как раз все точно. 12+, и да именно для подростков. Приключения ребят,  местами опасные. Если “Время приключений” - это такое визуальное конфетти, то “Гравити фолз”, скорее интересен историей, диалогами, психологизмом.

    И еще хочу упомянуть настоящий подростковый сериал “Рик и Морти”. Мне кажется, что для таких подростков, которые уже разговаривают про секс, в нем затрагиваются все темы, с черным и циничным юмором. Он про сумасшедшего ученого Рика и его инфантильного внука, Морти. И вот они вместе путешествуют по времени, по галактикам. У Рика есть машина, и он постоянно изобретает что-то безумное, и они попадают в сумасшедшие передряги. Например, Морти влюбляется в девочку в школе, просит у Рика, чтобы тот ему помог. Рик делает приворотное зелье, но зелье из-за эпидемии гриппа попадает не только на ту девочку, но и разлетается по всей школе. И за Морти гонится вся школа, и они спасаются от всех этих очумевших людей, которые хотят Морти. Рик придумывает противоядие, распыляет его, и вся планета превращается в монстров. Спасается только пара семей. Происходит апокалипсис, и чтобы вернуться в свой мир, им приходится отправиться в параллельную реальность, где они умерли... В общем, вот такие, доведенные до полного абсурда, истории. Это, конечно, очень смешно. Сериал начинался как шутка. Режиссер на коленке сделал одну серию. Но из-за такого странного юмора, сумасшедшего мира, трешовых историй он понравился. Они сошлись с продюсером и стали выпускать. А нарисован он очень просто, как “Южный парк”, без претензий. Наблюдаешь за историей и фантазией автора.

    - Да, прямо такой сценарный разгул.

    - Отдельно хочу поговорить про фильмы Вероники Федоровой, это проекты, стоят для меня особняком. Это наш режиссер. Истории были сняты давно. Два мини-сериала. Первый называется “Круглый год” - по рассказам Юрия Коваля, 2008-2010 года. И “Маленькие лесные истории”, 2016-2017 года. Оба эти сериала уникальные, с маркером 0+. Это арт-терапия для взрослых и детей. Мне кажется, что вот такое должно быть детское кино, особенно для малышей. Без бешеных историй, свистоплясок, сценарных наворотов и диалогов. Это просто такие заметки из жизни, открытия, наслаждение жизнью через образы, через музыку и природу, конечно. Там много природы. “Круглый год” - про 12 месяцев года. Лиричное повествование об ассоциациях, связанных с определенным месяцем. Юмор, художественная фантазия. Очень нежное, тонкое, легкое кино. Музыкальное, используется классическая музыка, Баха много, как я помню. В “Маленьких лесных историях” главный персонаж - лисенок, и еще есть другие лесные зверята. Ничего особенного не происходит, истории строятся вокруг маленьких детских открытий. Вот пошел дождь. И герой взаимодействует с дождем, играет с ним или пугается сначала. А потом видит радугу, например. В сериях происходят простые вещи, но они тебя цепляют и приводят за ручку к какому-то чуду. И ты сидишь с героем перед радугой и кайфуешь. Очень приятное и совершенно уникальное кино. Уникальное в том смысле, что вы такого больше нигде не увидите. Классическая рисованная анимация, каждый кадр рисовался вручную без использования каких-то ухищрений компьютерных. Очень живой, авторский. Абсолютно наше, российское, русское кино, с традицией, с преемственностью традиций старых мастеров нашей школы.

    Вероника - моя однокурсница и подруга, я очень ее люблю. Она давно уже живет в Израиле, у неё трое детей. Лесные истории - это ее проект, а продюсировал его Сергей Сельянов, на минуточку. Сельянов, конечно, молодец. Как продюсер он периодически делает вот такие вещи. Это никак не доходное кино, это чистое искусство.

    - Для меня этот сериал - об ощущениях, о базовом познании мира. Вот ты уколол лапку и плачешь. И я вспомнила момент в “Душе”, когда герой кричит и говорит: “Что ты можешь? Да только радоваться миру….”

    Да, да, у меня схожие ощущения. Когда падает кленовый носик, образ кленового носика, как квинтэссенции жизни. И вот именно то самое Ковалевское, Вероникино, Норштейна, то, что они пестуют и пытаются выразить. И ты очень точно подметила. Вероника всегда пытается передать мир ощущений, и я ее очень за это уважаю.

    Из того, что я еще не видела, но хочу посмотреть, это “Нос” Андрея Хржановского. Нашего мэтра. Он же взял приз жюри «За лучший полнометражный фильм» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси (Франция). Это очень престижная премия. Не детский, конечно, фильм, смесь документального кино с анимационным, такой жанр. Но посмотреть обязательно стоит.

    ****

    Антипова Наталья родилась и выросла в Москве. Закончила ВГИК в 2003 году, режиссёрский факультет, мастерская режиссуры анимационного кино (Соколов
    С.М., Носырев Л.В.)
    Сняла несколько коротких анимационных фильмов - призёров международных фестивалей. Работала режиссёром и аниматором на московских анимационных
    студиях Анимос, Метроном Фильм, Мастер Фильм, Шар, Союзмультфильм.
    Член Союза Кинематографистов России с 2003 года. С 2012 по 2018 жила в Барселоне (Испания). Закончила курс режиссуры авторского фильма в киношколе “La Casa Del Cine” в Барселоне. Работала в кинопроизводстве в Барселоне и в Москве (помощник режиссёра, художник-постановщик).
    В январе 2017 года организовала кино школу для детей и подростков в Барселоне Cinesaurio (Кинозавр), в которой сама же и преподавала (до июля 2018).
    В августе 2018 Наталья вернулась в Россию. В 2018-2019 преподавала режиссуру кино и киномонтаж в Музее Кино на курсе для подростков "Как устроено кино".
    С 2020 года преподаёт в Ростовском-на-Дону филиале ВГИК и возглавляет мастерскую режиссуры анимационного кино.

    Фильмография


    “Крыса, Пёс и Чумовоз”, 2 мин, анимация, 2001, ВГИК

    Учитель-Убийца

    3,5 мин, анимация, 2002, ВГИК (приз за лучший анимационный фильм на фестивале Кинопроба)

    Бобро vs Козло

     4мин, анимация, 2003, ВГИК. (приз за лучший анимационный фильм на фестивале ВГИК)

    Люляки

     2 мин, анимация, 2003, ВГИК (диплом на Суздальском фестивале)

    Вспыльчивый Человек

    7 мин, анимация, 2004, ВГИК (номинант конкурса фестиваля Анси, Франция, 2004)

    «Шерсть»

    13 мин, анимация, 2006, студия Анимос.

    «Героин»

    серия в альманахе «Ре-Анимация». 3,5 мин, анимация, студия Мастер фильм.

    «Чёрные Дыры», серия в сериале «Везуха!». 

    5 мин, анимация, 2011, студия Метроном фильм.

    «Когда Б была белкой», серия в альманахе «Буквальные Истории»,

    3 мин, анимация, 2013, Союзмультфильм.

    «Картонный Вавилон»

    игровое с анимационными вставками, 6 мин, 2015, независимое.

    «Трали-Вали Огурцы!», документальное, 

    7 мин, 2019, независимое.