Как смотреть кино, слушать музыку, или Как приобщить детей к высокому искусству?
Искусство - ровесник цивилизованного человечества.
текст
фото
Alicja Rodzik

Наступили непростые времена. И впервые за очень долгое время можно сказать "для нас" и "мы", имея ввиду все человечество. Нас объединила общая беда, общая опасность, общая проблема. В далекой Америке, в экзотической Индии, в малознакомом Китае люди боятся одного и того же. Живем мы при этом, конечно, по-разному. Ведь кто-то изолирован в трехэтажном доме с личным кинотеатром и возможностью заказывать изысканные продукты. А кто-то живет в хижине с земляным полом без холодильника. Но речь сейчас пойдет не о социальном неравенстве. Мы хотим поговорить о том, что испокон веков, так или иначе объединяло людей во всем мире и помогало нам выживать. О том, что может произвести одинаковый эффект на необразованного крестьянина из глубинки или на рафинированного горожанина. О том, у чего на самом деле нет границ, национальности и социального положения. Речь пойдет об искусстве.



Искусство - ровесник цивилизованного человечества. Помимо базовых потребностей - безопасность, питание, тепло - люди всегда испытывали потребность выражать свои чувства и эмоции. И узнавать о том, как их выражают другие. Видимо поэтому сейчас, в разгар эпидемии, именно об искусстве говорят так же часто, как о здоровье. Крупнейшие театры делают онлайн-трансляции своих спектаклей. Музеи предлагают виртуальные посещения экспозиций. Библиотеки открывают хранилища. И несмотря на то, что у многих из нас прибавилось забот - трудно быстро адаптироваться к работе дома и дистанционной учебе детей, - все же, было бы здорово найти время для прекрасного и сложного, заставляющего нас думать не только о проблемах насущных. О вещах, стимулирующих чувства. И еще лучше, если мы сможем сделать это вместе с детьми. 

Не спешите говорить, что это невозможно. Что ваши дети не слушают классическую музыку, не хотят смотреть "Ежик в тумане" и не интересуются балетом. Для того, чтобы войти в мир искусства, нужно совершить небольшое усилие. Но оно того стоит - ведь под коркой "сложности" находится огромный пласт неизведанного, целый мир. И он стоит того, чтобы совершить одно небольшое усилие.

Нет "высокого" и "низкого" искусства, хорошей и плохой музыки, обязательных книг и картин, которые должен увидеть каждый. Но есть вещи, которые не лежат на поверхности и открываются не сразу: авторское кино, классическая музыка, живопись. Иногда к ним страшно подойти, ведь принято считать, что они "не для всех". И часто можно услышать: "Я в этом ничего не понимаю". Именно об этом - три прекрасные книги, о которых мы сегодня поговорим: "Как смотреть кино" кинокритика Антона Долина, "Как слушать музыку" Ляли Каднауровой и "Как разговаривать с детьми об искусстве". Хотите заинтересовать детей хорошими фильмами, но не знаете как? Ваши подростки считают, что классика - для стариков? Возможно, вам стоит прочитать эти книги.

 

"Как смотреть кино", Антон Долин

Антон Долин - известный кинокритик, а в придачу - отец подростка. Он непонаслышке знает, что привить ребенку свои ценности и вкусы - сложно. Давить авторитетом, заставлять и насаждать сверху  - не работает. Почему бы не попробовать поговорить с ребенком как с равным? И рассказать - простым языком, без снобизма и общих мест о том, как и зачем смотреть авторское кино? 

Антон объясняет разницу между массовым и авторским. Не принижая достоинств первого, показывает в чем ценность второго. Авторское кино - это не следование готовым схемам. Это приключение и зритель - полноценный его участник. Режиссер авторского кино не учит нас, а вместе с нами задается вопросами, ведет диалог. Мы никогда не знаем, чем закончится этот диалог. Ведь у нас свое мнение, а режиссера - свое. 

Попутно Долин вводит нас в мир кино, рассказывая о самом важном: о сценарии, режиссуре, актерах, звуке и спецэффектах. О том, зачем вообще мы смотрим фильмы? И о том, как сориентироваться в мире современного кино - ведь посмотреть все фильмы физически просто невозможно. Антон Долин рассказывает о различных направлениях и эпохах в истории кино и предлагает небольшие списки фильмов "на пробу" - чтобы познакомиться и составить свое собственное мнение. Кинокритик рассуждает о судьбе кино и показывает, как изменился этот вид искусства с появлением новых технологий.

"Как смотреть кино" - это не очередная скучная книга о сложном и элитном, не исторический справочник и не руководство пользователя. Это разговор о кино, не рассчитанный на экспертов. Это - подарок от человека, любящего кино тем, кому, возможно, только предстоит его любить. Эту книгу нужно и можно читать детям и вместе с детьми. А потом, конечно, смотреть вместе с ними кино и делиться мнениями.


А как это происходит в реальной жизни? Работают ли советы Антона? Эльвира Арасланова, сценарист, автор документальных фильмов, фотограф, ведущая киноклуба в Русском доме Барселоны и мама маленького Лео,  рассказала о своем опыте приобщения сына к миру авторского кино и мультипликации. Как это было, что из этого вышло. И самое главное  - зачем все же это делать?



"Когда родился мой сын, я с нетерпением ждала момента, когда мы сможем вместе смотреть кино, которое нравилось мне. Составила первую программу и примерно в полтора года начала его приобщать к великому. В моей программе были работы гениального русского мультипликатора, Владислава Старевича,черно-белые диснеевские мультфильмы про Кролика Овальда и Мики-Мауса, мультсериал «Колыбельные Мира» и «Гора самоцветов», Лотте Райнигер с его прекрасными работами в технике театра теней, мир Юрия Норнштейнаи, Чарли Чаплин и Бартон Китон и т.д. А потом в мир Лео вошел другой киноязык, который отвечал современному темпу и техникам исполнения. Мой план провалился. Чаплин вместе со Старевичем отошли на второй план и пока ожидают нового открытия.

Не сошла ли я с ума и зачем необходимо с самого детства смотреть другое, авторское кино? Как бы сложились отношения Лео с кино, если бы я действовала максимально радикально, и он бы продолжал смотреть только то, что было в моей программе? Честно, не знаю. Может быть, в какой-то момент он бы узнал о существовании Человека-Паука, и как ребёнок из анекдота, которому мама не давала сладкого, открыл, что «каша бывает сладкой», и разлюбил бы всех вместе взятых Ёжиков и Медвежонков навеки вечные. Неизвестно.

Однако я продолжаю надеяться, что со временем смогу вернуть в мир сына арт-хаусное, авторское кино. Зачем?

Начнём с самого главного. Истории. В авторском курсе «Искусство сторителлинга» Студии Pixar* здорово сформулирована движущая сила истории. Это вопрос: «Что дальше?». Когда мы смотрим кино, снятое по классическим законам драматургии с завязкой-развитием-финалом, то находимся в несколько тревожном состоянии и постоянно задаемся вопросом: «Что будет дальше?». Безусловно, мы получаем удовольствие от созданного мира, от классных шуток или же трюков, от игры актёров, но мы с трудом можем представить, что просидим весь фильм, наблюдая, как Человек-Паук без всякой цели прыгает с одного здания на другое. В какой-то момент это нам просто наскучит.

И с одной стороны, история и её развитие — это прекрасно, но к сожалению, в коммерческом кинематографе набор допустимых финалов ограничен законами жанра. Мелодрама. Золушка выходит замуж на хорошего Принца, Золушка узнает, что Принц — негодяй, и выходит замуж на хорошего парня, Золушке не нужен ни Принц, ни хороший парень, она хочет путешествовать и делать карьеру. Киноиндустрии, которая призвана доставлять удовольствие и оправдывать зрительские ожидания, не нужен финал, в котором Золушка выходит замуж за Принца-негодяя и от горя начинает пить. При всей моей любви к мультфильму «Немо», мы не можем допустить, что отец не найдёт своего сына. А вот режиссёр Габор Чупо в экранизации по книге «Мост в Терабитию» позволяет себе смерть девочки в финале фильма. Я помню, как будучи уже взрослым человеком, рыдала и проклинала автора за такую бесчеловечную развязку. Но, к сожалению, такие варианты тоже нужны. Жизнь не ограничена 4-5 схемами счастливых финалов. Она многообразна. Вот тут и возникает потребность в других мирах, схемах, которые и создают режиссёры-авторы. Они позволяют нам посмотреть на мир, прочувствовать его в ином эмоциональном и интеллектуальном ракурсе. Они выстраивают с нами диалог, чтобы рассказать о неудобных, болезненных сторонах жизни, с которыми в реальности мы постоянно сталкиваемся. Родители не находят своих детей, люди теряют любовь, жестокость наказывается вечной памятью, Чучело превращается в героя, а красавец в подонка.

Нужен ли нам такой опыт? И к чему он нам? Любой фильм, от самого примитивного до самого сложного, основан на широком спектре переживаний человека - и эмоциональных, и этических, и интеллектуальных. Если бы мы могли вершить злодейства, ошибаться и не страдать, и не заставлять страдать других, вероятно, и не рождались бы истории. Знакомясь с историями разных людей из других эпох, стран, мы учимся чувствовать и переживать те жизненные ситуации, с которыми сами никогда еще не сталкивались. Я надеюсь, что перед нами никогда не встанет вопрос: «Кого спасти - ребёнка или мужа?» Но задать такой вопрос самому себе во время просмотра — погрузиться в мир своих ценностей". 


"Как слушать музыку?", Ляля Каднаурова


Неужели слушать музыку тоже необходимо учиться? Ведь это так просто и естественно - наше тело словно само начинает двигаться, когда мы слышим заводные ритмы. Мы напеваем мелодии, которые ложатся на душу. Расслабляемся, плачем и наслаждаемся под звуки любимой музыки. Неужели и здесь нужно напрягаться?

Конечно, - говорит Ляля Каднаурова, ведь "интуитивно понятная" музыка - это лишь верхушка айсберга, ничтожно малая часть того музыкального богатства, которое было создано человечеством. А для остальной музыки нужен своего рода навигатор, небольшие подсказки, которые и собраны в чудесной книге Ляли. Они помогут нам сориентироваться в разнообразии музыки и научиться слушать сложную музыку. Но для она советует помнить: нет "высокой" и "низкой" музыки, нет правил, согласно которым определенную музыку нужно  слушать со сложным лицом, а под другую положено подпрыгивать. 

Чем же все же отличается классическая музыка от остальной (оказывается, все же есть определенные признаки, по которым музыку можно отнести к классике)? Почему не стоит слушать ее в фоновом режиме (если вы хотите именно научиться слушать классику)? Зачем знать названия произведений и их авторов? Надо ли верить себе и не стыдиться того, что вы "не в силах понять великую классику"? И главное - почему музыка нам ничего не должна? На все эти вопросы отвечает Ляля Каднаурова в своей замечательной книге.

"Так получилось, что музыка — особенно классическая — оказалась среди предметов, которыми интересуются приличные, образованные, интеллигентные люди. Родители отдают детей в музыкальные школы для гармоничного развития, «прививают» им любовь к классике, сами иногда этой любви не испытывая. Люди дарят друг другу абонементы в филармонию, словно это членские карты спортивного клуба: считается, что поход на концерт поможет расслабиться, развеяться, оздоровиться, да и вообще — вещь солидная. Билеты в роскошные оперные театры не дёшевы, и оттого воспринимаются как атрибут социального статуса. Часто из-за всего этого человеку в зале бывает скучно. Он пришёл слушать музыку без определённой цели, либо цель и заключалась в том, чтобы прийти. Сама же музыка превратилась в нечто сопутствующее — это в лучшем случае, а в худшем — в пытку" (Ляля Каднаурова "Как слушать музыку")


Знакомо? Еще бы. Но ситуация не безвыходная. Ляля рассказывает, как её изменить. Как научиться получать удовольствие от концертов классической музыки? Для чего стоит ходить на концерты? Что еще можно вынести из этого опыта, кроме собственно слушания? А еще книга содержит написанное простым и понятным языком "руководство пользователя": как "читать" классическую музыку? Как сориентироваться в ее разнообразии? Шаг за шагом, глава за главой читатель погружается в мир классики и казавшийся таким сложным мир становится все более простым и понятным. Исторический экскурс с примерами, а затем размышления о том, какой будет новая музыка, много полезной информации, цель у которой одна - научить нас с вами получать удовольствие от того, что казалось таким сложным и недоступным.

Эта книга может стать целым приключением, которое вы переживете вместе с детьми, небольшим испытанием на пути к заветному сокровищу и желанным призом - ключом в мир прекрасной музыки.

"Как разговаривать с детьми об искусстве", Франсуаза Барб-Галь

В отличие от двух предыдущих, эта книга предназначена для родителей. Если вы уже любите искусство, но не знаете, как начать знакомить с ним детей. Как действовать не по шаблону, не вдалбливать любовь к прекрасному, а действительно заинтересовать ребенка (а попутно и самому узнать что-нибудь новое, ведь нет предела совершенству)? Франсуаза Барб-Галь, преподаватель школы Лувра, утверждает, что для этого не нужно специального искусствоведческого образования. Достаточно вашей любви и желания.

В книге Франсуза дает простые и логичные советы (но как ни удивительно, многие из этих вещей раньше не приходили нам в голову) - например, не ходить в музеи в плохую погоду, чтобы не создавать в голове ребенка ассоциацию "музей - тоска зеленая". И хотя сейчас именно этот совет не очень актуален, ведь нам приходится наслаждаться искусством по книгам и через интернет, многое в этой книге может оказаться полезным. Какие картины и в каком возрасте любят смотреть дети? Как "разбирать" картины? Как связать картину с реальной жизнью ребенка? Забавные факты и интересные моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы картина перестала быть просто портретом или просто натюрмортом. 

У книги есть продолжение - "Как разговаривать с детьми о современном искусстве", которая поможет вам познакомить детей с современным искусством - еще более сложным для восприятия.... или все же нет?


Надеемся, что эти книги понравятся вам и пригодятся в эти нелегкие дни. А мы подготовили для вас подборки виртуальных экспозиций музеев, театров и кинотеатров с бесплатным доступом, с помощью которых можно тут же начать применить прочитанное на практике. А также - подборки чудесных книг

Мужества вам, дорогие родители, душевных и физических сил. А также времени на себя, на жизнь, на полноценное общение с детьми и семьей.  Надеемся, у вас получится не только работать и параллельно кормить, убирать, подгонять и проверять домашние задания, но и получать удовольствие от прекрасного.