5 марта 2018

Музеи для всех

Музеи для всех
60
текст

автор: анна ялова

ФОТОГРАФИЯ: НАТАЛЬЯ ХАРИТОНОВА

Обычно мы не задумываемся о проблеме до тех пор, пока лично с ней не столкнемся. Люди, которые не пользуются колясками, не замечают отсутствия пандусов. Видящим не очень интересно, как получают информацию люди, лишенные зрения. Для решения этих проблем существуют Инклюзивные программы. Они помогают людям с ограниченными возможностями жить обычной жизнью и делать обычные вещи. Например, ходить в музеи. Что делают для этого сами музеи? Что можем сделать мы? Читайте об этом в статье Анны Яловой.

Инклюзивные программы в музеях помогают социализироваться людям с ограниченными возможностями. Сотрудники музеев в последнее время озадачены  не только исполнением  формальных требований к организации безбарьерной среды, но и занимаются разработкой специальных экскурсионных и образовательных программ для людей с ограниченными возможностями.

Почти 10 лет назад  в России прошел «Год равных возможностей» (2009 год), который  заострил внимание и  сдвинул с мертвой точки ситуацию в направлении социальной адаптации и созданию безопасных условий для людей с ограниченными возможностями.

Ведь согласно исследованиям Лаборатории Музейного проектирования российского института культурологии, социально незащищенные группы населения находятся на втором месте по посещаемости музеев. И создание комфортных и безопасных условий для посещения музея играет немаловажную роль для социальной адаптации.

Маломобильные группы населения, колясочники или люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата способны самостоятельно или с сопровождающими освоить экспозиционный материал или посетить экскурсию. Для посещения музеев этой группой приспособлены почти все музейные здания (за редким исключением старинных особняков). Свод правил «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» очень жестко регламентирует стандарты для общественных зданий и сооружений.

Тем не менее, как ни парадоксально, приспособленность здания вовсе не означает удобство и доступность в осмотре экспозиции. Зачастую выполняя формальные требования к оборудованию пространства, музеи совершенно не задумываются, что витрины и экспонаты могут находиться выше уровня глаз человека, находящегося в коляске.

Доступные музеи  для маломобильных групп в Санкт-Петербурге:

Эрмитаж, Исаакиевский собор, ЦВЗ МАнеж, Музейный комплекс «Вселенная воды», Центральный военно-морской музей, Ботанический сад и др.

Доступные музеи  для маломобильных групп в Москве:

музей Москвы, музеи Московского кремля, Государственный музей керамики «Усадьба Кусково», Третьяковская галерея, Московский Мультимедиа Арт Музей, Планетарий, Дарвиновский музей и др.

Большого внимания со стороны музейных работников при разработке специальных программ требуют слабослышащие, слабовидящие, посетители с ментальными отклонениями.

При полной̆ или частичной̆ утрате зрения человек «лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90% всей̆ поступающей̆ информации проходит через зрительный̆ орган. Слепые, за частичным или полным отсутствием зрения, воспринимают информацию из окружающего мира в основном тактильно и с помощью слуха, поэтому очень важно наличие экспонатов, которые можно потрогать, а также использование аудиозаписей, соответствующих тематике экскурсии.

Пионер в работе с людьми с ограниченными возможностями Государственный Дарвиновский музей (г. Москва) – основатель и первый директор музея Александр Федорович Котс проводил экскурсии для слепых еще с 1920-х годов. Сейчас в музее разработан специальный  маршрут движения по экспозиции, включающий тактильное знакомство с экспонатами  и реконструкциями. Ряд экспонатов специально подобран для осмотра слепыми. Эти предметы отражают фонды музея, выставленные в витринах и недоступные для слепых, и включают все основные группы хранения: беспозвоночных, костный материал, чучела птиц и животных, кусочки меха млекопитающих. Для посетителей с нарушениями слуха проводятся обзорные экскурсии по основной экспозиции с сурдопереводом.

В настоящее время все выставочные проекты музея приспособлены для посещения людьми с различными формами ограничений: слабослышащие, слепые и слабовидящие, а так же посетители с нарушениями умственного развития и аутизмом.

В Музее-заповеднике «Царицыно» (г. Москва) для слабовидящих и слепых была создана специальная рельефная карта, с помощью которой можно ориентироваться на территории. Посетители с нарушениями слуха могут воспользоваться визуальным текстом экскурсии с описанием основных достопримечательностей музея, а так же посмотреть специальный фильм с субтитрами. В постоянных экспозициях Большого дворца и Хлебного дома, созданы этикетки, выполненные шрифтом Брайля рядом с экспонатами, доступными для осмотра руками.

Снять часть информационных барьеров для лиц с нарушением зрения может метод тифлокомментирования (от греч. typhlos – слепой, от лат. commentarius – заметки, толкование). Тифлокомментирование – это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений. Людям с ограничениями по слуху в «Царицыно» предлагается, прежде всего, посетить постоянную экспозицию «Быль и новь» и зал «Археология» в Большом дворце. Именно там для них подготовлены фильмы с нанесенными субтитрами.

В Гатчинском дворце (г. Санкт-Петербург) разработана специальная программа для детей  от 6 лет с нарушениями зрения. Во время занятия-экскурсии маленькие посетители проходят по Парадной лестнице и залам дворца. Для экскурсии специально разработаны буклеты с рельефно-графическими изображениями и небольшими комментариями по Брайлю, прикасаясь к деталям интерьера и специально изготовленным копиям основных экспонатов, ребята смогут узнать об истории, архитектуре, убранстве дворца и его владельцах.

Арт-терапия как одно из направлений работы с людьми с ограниченными возможностями активно и давно используется в  Государственном Русском музее (г.Санкт-Петербург). Арт-терапевтическая работа в музее проходит с использованием художественной студии и экспозиции музея. Специалисты-психологи проводят работу, направленную на развитие социально-адаптивных функций личности ребенка-инвалида средствами изобразительного искусства.

Огромное значение для людей с ограниченными возможностями имеет музыка в музейном пространстве.  Первый в России опыт музыкальной терапии провел ЦВЗ «Манеж» (г. Санкт-Петербург) совместно с Симфоническим Оркестром «Таврический» и Полиной Осетинской. Концерт, организованный для незрячих и слабовидящих, а также людей с различными формами инвалидности, проходил практически в полной темноте. С одной стороны, приглушенный свет символизировал полное погружение в мир музыки и концентрацию на звуках, которые ощущают слепые люди, а с другой — создавал комфортную атмосферу для людей с аутизмом и ментальными отклонениями – ведь именно на яркий свет и посторонние раздражители эта группа людей реагирует наиболее болезненно и остро.

Слушателям была предоставлена возможность перейти грань от зрителя к участнику. Погружение в музыку происходило на минимальной дистанции от музыкантов, для зрителей она стала практически тактильным ощущением. Зрительные места были размещены не напротив, а буквально внутри самого оркестра. Перед концертом музыканты рассказали и дали возможность посетителям изучить и даже сыграть на музыкальных инструментах. Подобные концерты ЦВЗ «Манеж» планирует проводить на постоянной основе. В марте 2018 г.  открывается  Совместный проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» (Москва) и Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург) «Прикосновение». Экспозиция будет снабжена элементами доступности для людей с ограниченными возможностями и открыта для тактильного осмотра. В период работы выставки в сопровождении профессиональных медиаторов запланированы экскурсии для людей с разными формами инвалидности.

Доступные музеи для слепоглухих Санкт-Петербург:

Гатчинский дворей, Государственный Русский Музей, Государственный музей истории религии, Музей общества слепых, Государственный мемориальный музей Суворова.

Доступные музеи  для слепоглухих Москва:

Дарвиновский музей, Музей-заповедник «Царицино», Государственный исторический музей, Мемориальный музей Космонавтики.

На что обратить внимание при выборе музея для людей с ограниченными возможностями:

·      Заранее узнать о расписании экскурсий и образовательных программ – не стесняться позвонить в музей и задать интересующие вопросы специалистам;

·      Уточнить наличие системы пандусов, лифтов и платформ;

·      Выяснить, кто занимается в музее работой с людьми с ограниченными возможностями;

·      Узнать расположение экспонатов для тактильного осмотра;

·      Запланировать для посещения музея не «пиковое» время, чтобы провести время в музее максимально комфортно.

Нововведения, которые применяют музеи согласно принципам “универсального дизайна” и «безбарьерной среды», оказываются удобны для самых разных групп посетителей: лифтами и пандусами пользуются посетители с детскими колясками, этикетаж с крупным шрифтом вызывают интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  А включение в экспозицию предметов для тактильного контакта, интересно практически всем посетителям без исключения.