2 апреля 2017

Маленький театр Ребекки

Маленький театр Ребекки
64

Сегодня не обычное воскресенье, а день, когда мы отмечаем целых два чудесных праздника — Международный день детской книги и день рождения сказочника Ганса Христиана Андерсена. Трудно подыскать более удачный момент, чтобы рассказать об одной из самых сказочных книг, которую только можно себе вообразить. Лена Бел-Латрикс делится впечатлениями о книге «Маленький театр Ребекки» от издательства МИФ.

Осторожно!

От восторга может сбиться дыхание и участиться пульс. По-крайней мере, с нами это произошло.

Несколько раз я садилась писать пост про эту книгу и всякий раз откладывала, потому что никак не находились слова. Хотя, нет, слова то находились. Примерно одно. Что-то вроде «вау!». Краткость сестра таланта и всё такое. Но рука не поднималась написать просто «вау», потому что не всё так просто.

Когда я держу в руках что-то такое, то перед глазами сразу встает цех, наполненный сотней маленьких трудолюбивых китайцев с яркими фонарями на лбу, лупами на глазах и маникюрными ножницами, которые сидят и вручную всё это вырезают. Я настолько технически не подкована в вопросах книгоиздания, что представить, будто эту книгу выпускают каким-то конвейерным способом, категорически невозможно. А вот китайцы и ювелирный ручной труд отлично укладываются в голове.

«Маленький театр Ребекки» — это 208 страниц, в каждой из которой вырезана арка и в этой арке вырезан какой-то персонаж. Это если очень кратко.

Всё это буйство изобразила художница Ребекка Дотремер, известная необычными иллюстрациями, и «Маленький театр Ребекки» — сборная солянка проиллюстрированных ею ранее книг.

И это не книга в привычном понимании, а целый памятник иллюстраторскому искусству в масштабе монумента Родина-мать. В каком-то смысле даже сувенир.

Давать такое в руки ребенку можно либо предварительно его связав, либо убедившись в том, что ребенок уже вырос из тактильно-осязательного периода и не испытывает глубокую потребность взять книгу в рот, искромсать ее, пожамкать и постучать об нее кота.

Здесь тот случай, когда надо перелистывать и не дышать.

Каждая страница — тончайшая работа и кружевная вырезка.

Сюжета никакого нет. Вот вообще. Но присутствуют фразы-цитаты, которые можно понимать как угодно, фантазировать и додумывать. А можно вообще не обращать на них внимания.

То есть книга абсолютно не для чтения. И в то же время это не что-то в стиле виммельбуха или скажем прекрасной серии того же МИФа «Путешествие», «Приключение», «Возвращение». Ребекка — это рай для визуалов и эстетов.

Такая шедевральная штука, от которой придут в восторг книжные коллекционеры и начинающие любители прекрасного. Она толстая, увесистая, ее можно бесконечно перелистывать и рассматривать, восхищаясь идеей и реализацией. А можно просто хранить и быть счастливым от того, что она у тебя есть.

Применить эту книгу к моей 4-летней Алисе на все 100% мне не удалось. Во-первых, я постоянно переживала за каждую веточку, каждого тонко вырезанного персонажа и другие нано-детали. Алиса хоть и не вандал, но кто знает. А во-вторых, ей было очень интересно, потому что это такая крутая поделка для долгого рассматривания. Но так как она не имеет смысла, истории и повествования, а визуально воспринимается однотипной, то интерес Алисы из книжного стремился перерасти в познавательный — разобраться, как это всё устроено, залезть пальцами, отогнуть и проверить «а что, если…»

Поэтому целевой аудиторией этой книжки я себе вижу очень творческую девочку лет так 7-10, увлеченную сотворением чего-нибудь из бумаги и всего на свете, рисованием, конструированием, созданием домиков из ничего и тому подобного. Потому что, когда ты такой человек, то обладание этой книгой — счастье. Она как батарейка для идей. Читать ее совершенно невозможно, но начать творить после нее захочется до бабочек в животе. Как раз к тому возрасту и все персонажи из книги должны стать узнаваемыми и осознанное восхищение каким-либо искусством должно начать обретать человеческие черты.

Поэтому, если говорить о детях в возрасте от 2-3 лет, то у МИФа есть более востребованные для этой аудитории хиты, где открывать, отгибать и залезать пальцем как раз таки поощряется. Например, «Город. Над землей и под землей» или «Вокруг света. Над землей и под землей». Если еще не приобрели, то горячо рекомендую.

Сказать, бросьте всё и скорее покупайте «Маленький театр Ребекки», я точно не могу. Но точно знаю, у многих сейчас сопрет дыхание в зобу и они непременно украсят свою книжную полку этим творением. Тираж, кстати, маленький. Намек поняли, да? Ну и если у вас гипертворческий ребенок растет, то в качестве подарка очень даже неплохо, вау-эффект гарантирован.