Моя дорога в страну гномов и эльфов
Теперь я понимаю, что собственный портал времени я придумала давно, во времена своего детства. Просто любила читать и сама выбирала свой читательский путь. Но когда я была девочкой, у меня не было ностальгии, необходимости вернуться в детство. Я была там и наслаждалась этим временем.
фото
Alain Laboile

Автор: Галина Попырина
Иллюстрации Светланы Дорошевой

Теперь я понимаю, что собственный портал времени я придумала давно, во времена своего детства. Просто любила читать и сама выбирала свой читательский путь. Но когда я была девочкой, у меня не было ностальгии, необходимости вернуться в детство. Я была там и наслаждалась этим временем.

А сейчас, ставши взрослой, имея взрослых сыновей, я сама с помощью книг выбираю, в какое время мне вернуться. Если скучаю о своем детстве, то мне помогают Астрид Линдгрен и Туве Янссон, если переживаю о том, что сыновья стали слишком взрослыми, и у меня пока нет маленьких слушателей, то это могут быть Владислав Крапивин и Кир Булычев. А когда мечтаю о внуках, то покупаю новые детские книги, чтобы быть подготовленной бабушкой. Ведь в воспитании внуков я хочу идти во главе исследовательского отряда маленьких читателей, поэтому я заранее узнаю новые имена и ищу «грибные места».

В ходе литературно-читательских поисков и чтения аннотаций к новым книгам я наткнулась на удивительное сокровище-произведение Светланы Дорошевой, которое называется «Книга, найденная в кувшинке».

Мир гномов, эльфов и фей никогда не был для меня закрыт. Сказать по правде, мне близки многие сказочные существа. Бильбо Бэггинс, его племянник Фродо и даже их родня, запятнавшая свое доброе имя кражей серебрянных столовых приборов, не чужие для меня люди, простите, хоббиты. Поэтому я легко пустилась в путь по тропинке, проложенной Светланой Дорошевой.

Книга удивительная. От имени гномов, эльфов и фей ведется повествование о мире людей. Написано с трогательными грамматическими ошибками, словно детской рукой, с большой долей юмора и легкой иронией.

Есть вкрапления научных понятий, но благодаря языку написания они не делают книгу скучной и тяжеловесной. Например: «В голове у человека якобы находятся таинственный зверь гиппопоталамус гипофиз (это как гиппопоталамус, только другое), мозк (аббревиатура от Маленький Зубастый Опасный Корогрыз), кора мозка (видимо, дерево, которое он грызет) и серое вещество, о котором ученейшие человеческие шаманы и сами сказать ничего не могут».

Читая книгу пока одна, восхищаюсь, какое поле деятельности она открывает. Здесь и начальные медицинские знания, и развитие любознательности, и возможность словотворчества, а, может быть, и попытки маленького слушателя составить свою картину мира, и возможность описать эту картину словесно с помощью внимательного взрослого.

Для детей, в чьи руки попадет эта книга, не теряется дорога в мир сказки. Она сохраняется для них даже тогда, когда они становятся взрослыми. И эта возможность позволяет видеть сказку в повседневности, в упавшем осеннем листе, в наступлении осени, в сером дожде. Во всем. Ведь не во всех сказках герои обязательно сражаются, женятся, пируют. Некоторые сказки позволяют спокойно и созерцательно наблюдать за этим миром, позволять себе и окружающим радоваться каждому мгновению своей жизни.

Единственное, что немного меня удивляет, так это пометка на обложке «16+». Нет там информации, которая могла бы повредить детям более раннего возраста. Я бы сказала, что в этом возрасте уже поздно открывать дорогу в мир эльфов и троллей, да и в мир совместного чтения тоже. Надо пропалывать волшебную тропинку от сорняков повседневности еще со времени ожидания ребенка.

Очень приятно делать читательские открытия в мире детской литературы не только для себя, но и для тех, кто рядом, о ком еще только мечтаешь. Я поставлю книгу Светланы Дорошевой на книжную полку поближе, чтобы обращаться к ней в минуты усталости от повседневности и срочной необходимости волшебства.