26 марта 2016

10 книг, обязательных для чтения с детьми

10 книг, обязательных для чтения с детьми
327
текст
Captura de pantalla 2016-03-20 a la(s) 13.05.17

1. Сказки Андерсена. Конечно, тут необходимо распределение по возрастам. Но сказки — все. Очень доступное повествование о развитии личности :). Психотерапевтические сказки. Глубокие, мудрые, красивые. Ни одной лишней детали. Само совершенство! Самый лучший учебник популярной психологии.

2. А.Сент-Экзюпери. Маленький принц. Комментарии излишни. О внутреннем ребенке и способе его разбудить в любом взрослом. Книга о рефлексии, самооценке и чуткости.
Очень долго делила место между ним и Андерсеном. Но сделала выбор в пользу «Гадкого утенка». Вырасти достойным человеком, несмотря на все «старания» взрослых — это очень серьезная задача.

3. Туве Янссен, трилогия о муми-троллях. предпочту перевод В.Смирнова, от нового веет депрессией. Для меня это — идеал семьи. Сюда бы я приплела маленькие рассказы. Главный — «Дитя-невидимка», о том, как тяжело ребенку, когда над ним иронизируют взрослые.

4. Ян Экхольм. Тутта Карлсон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие. Этот лисенок выкопал норку в глубине моей души :). Читала раз пятьдесят, наверное. Может и больше. Изумительная книга о межличностных отношениях, принятии другого и толерантности.

5. Льюис Кэррол. Хотя бы потому, что у меня математический склад ума и мне нравится теория множеств, описанная так залихватски :). За возможность найти свою дверцу в волшебный мир.

6. Алан Милн. Винни-Пух и все-все-все. За искусно показанную разницу характеров и психологических темпераментов :).

7. Редьярд Киплинг. Да здравствует тонкий английский юмор и многоуровневое понимание текста :)! Особенно — за кошку и любопытного слоненка.

8. Сельма Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими гусями. Тут все — мы с тобой одной крови. Побудь на нашем месте. И подумай про «братьев меньших». Очень экологическая и осознанная книга! Плюс умение посмотреть с другой точки зрения, конечно.

9. Поскольку фольклор идет отдельно :), то не буду брать разные авторские обработки, кроме сказок Пушкина. И то не ради сюжетов (есть и получше, скажем честно!), а, конечно, ради мелодики стиха и богатства речи.

10. Дабы не забыть поэзию вовсе, и не ограничиваться сказками Пушкина, втискиваю с трудом лимерики Эдварда Лира, а лучше «Рифмы матушки Гусыни» за хорошую поэзию и английский юмор, опять же :).

Выбирала такие сюжеты, которые считаю «основой». Емкие, глубокие темы, направляющие мысли и сознание. То, что считаю необходимым в качестве фундамента мировоззрения и мышления. Как видно из списка, в нем отражается моя нелюбовь к советской детской литературе, а также предпочтение прозы :).

Еще хорошие для меня авторы, не поместившиеся:

При всей горячей (первой!) любви к Тому Сойеру, оставлю его на самостоятельное знакомство. Нечего лезть в чужие секреты 🙂 пусть это будут личные отношения, без мамы.

Сказки Гауфа и Гофмана. Вижу намеки на сюжеты Андерсена. Поэтому вне десятки. Вообще Андерсен легче для самоидентификации.

Астрид Линдгрен очень люблю, особенно Эмиля. Опять же — не думаю, что это настолько оригинальные сюжеты, ничем незаменимые. Это муми-тролли в «людском» исполнении, вместе и по отдельности. Так что идут после «десятки». К тому же я думаю, что пик популярности Линдгрен пришелся на время засилия всяких Вить Малеевых. Поэтому Эмиль и прочие — настоящая отдушина, луч света в темном царстве советской идеологии. А ведь это — совершенно обычная жизнь и обычные дети! И они не должны быть «отдушиной»! Хорошие книги, но не в десятке.

Сказы и сказки Бажова, Шергина и т.п. очень хороши и для речи (должен быть диалектный компонент), и как сюжеты. Но в десятку вряд ли попадают (на мой личный вкус), поскольку близки к фольклору, а он у нас есть по умолчанию :).

Даже очень хорошая поэзия для детей, вроде Хармса и прочих обэриутов, думаю,берет начало в лимериках и фольклорных стихотворных жанрах.

Любые варианты строительства коммунизма (Буратино, Чипполлино, королевство Кривых Зеркал, Три толстяка и т.п.) сейчас, в отрыве от советского детства, воспринимаются немножко дико :). Хотя нужно отдать должное авторам — это художественные произведения со своим стилем. Но я бы не стала их читать тогда, когда ребенок воспринимает все «за чистую монету», некритично — зачем современному ребенку сознание раба тоталитарной системы? По поводу оригиналов — у меня очень испорчено впечатление, потому что Пиноккио после Буратино воспринимается не так, как если бы было наоборот (что и должно быть, кстати). Поэтому я не могу сказать, что очень люблю оригиналы. Хотя в случае Волкова и Баума оригинал сильнее в разы, конечно: подсознательное внушение о том, что у тебя есть силы на все, это как в фольклорных сказках. И на самом деле у тебя есть то, что ты ищешь за тридевять земель, только открой глаза и прислушайся к себе. Послушай — и ты услышишь свое сердце! Как очень метко написали комментаторы, у Волкова получился рассказ о правильной девочке, подобравшей забытых аутсайдеров. Конечно, я не отвергаю художественности всех книг, интересных сюжетов, и т.п.

Мифы древней Греции, любые легенды и притчи отношу к фольклору, и беру вне десятки — мы же фольклор здесь не считаем :). Вообще, на мой взгляд, это очень полезно — видеть разные картины мира.

Кто помнит только детские впечатления от любимых книг — попробуйте все же серьезно, вдумчиво перечитать те книги, которые вы помните из детства как безупречно прекрасные! Плохая литература не станет художественной только потому, что вам ее читали в детстве и у вас о ней хорошие представления.

Источник